Бикин -
самый южный город Хабаровского края, расположен на 231 км автотрассы
Хабаровск-Владивосток, на правом берегу р.Бикин. Название реки «Бикини» -
исконно аборигенное, расшифровывается как «старший брат». Через город проходит
Транссибирская магистраль Москва-Владивосток. Бикин - административный центр
Бикинского района.
Глазами первых исследователей
(общая справка)
Река Бикин - один из крупнейших притоков р. Уссури, ее длина
560 км, площадь водосбора 22300 км. Речная сеть бассейна хорошо развита, в ней насчитывается
4962 отдельных водотока, из которых - 4713 имеет длину менее 10 км. Наиболее
крупные притоки: р. Алчан (длина 170 км), р. Контровод (49 км), р. Сахалинка
(57 км), р. Змеиная (85 км), р. Ключевая (97 км), р. Светловодная (78 км), р.
Зева (139 км).
В верхней части речного бассейна
преобладает среднегорный рельеф с максимальными абсолютными отметками 1200-1700
м. В нижнем течении рельеф речной долины равнинный, пониженные участки заняты
обширными осоково-вейниковыми болотами.
Около 90% поверхности речной долины
покрыто лесом. Основные площади безлесных участков находятся в нижней трети
бассейна.
Ширина реки в верховьях - 25-60 м,
глубина - 0,6-0,9 м, течение бурное, порожистое. Скорость течения 1,8-2,5 м/с.
В низовьях ширина русла достигает 110-140 м (наибольшая 210 м), глубина реки -
2-3 м (наибольшая 7 м, в отдельных ямах - до 15 м), течение спокойное. Дно
русла песчано-галечное.
В питании реки преобладают дождевые
воды, сток талых вод составляет около 20% годового объема. В течение всего теплого
периода на реке проходит до 7 паводков, наибольшие из них наблюдаются в июле и
сентябре.
Замерзает река в конце ноября -
начале декабря. Средняя продолжительность ледостава 140-145 дней. Вскрытие реки
происходит в середине апреля.
История
возникновения города
Численность населения - 20 тысяч
человек. Населенный пункт Бикин возник в 1895 г. при строительстве северного
участка железной дороги как казачий поселок Бикинского станичного округа.
Здешние места первыми увидели в
конце прошлого века переселенцы из центральных областей России. По разным
причинам перебирались они в эти отдаленные края, много лишений и трудностей
пережили за долгие месяцы пути. Но тем не менее стали обосновываться и строить
свои поселения вдоль приглянувшихся им рек Бикин, Уссури. В каждодневной борьбе
за выживание вряд ли у них мелькала мысль, что это окраина когда-нибудь
превратится в более крупное поселение тем более – в город. А между тем в
кабинетах столицы уже готовились проекты по строительству на территории
Дальнего Востока железной дороги. Она должна была протянуть до самого
Владивостока и соединить центр России с ее восточной окраиной. Строительство
дороги включало и строительство железнодорожной станции. В тех же проектных
документах она приобрела название Бикин. В 1894 году началось строительство 30
станций. В это же время здесь возник казачий поселок Бикинский, Бикинского
станичного округа Уссурийского казачьего войска. Это правление казачей станицы
перешло из сел Козловки и Лончаково. Первое упоминание о поселке Бикинском
встречается в книге первой всеобщей переписи населения Российской империи по
Приморской области за 1897 год, в которой указано, что поселок Бикинский
образован в 1895 году. Согласно дошедшим до нас историческим документам
Бикинский строительный участок железной дороги проходил под номером семь, а вся
дорога называлась Уссурийской. В ее состав входила и станция Бикин, и
находящийся рядом мост через реку Бикин. Известно, что строительство велось под
руководством инженера путей сообщения Н. Н. Бочарова. И резиденция
строительства находилась в Бикине. Известны и некоторые страницы биографии
этого человека, сыгравшего большую роль в становлении населенного пункта Бикин.
История строительства железнодорожной станции Бикин сохранена на фотографии
первоначального здания деревянного вокзала. Фотокопия газеты «Приамурские
ведомости» за 1897 год может познакомить нас с городской хроникой той поры:
«Сегодня (31августа) предстоит значительное в жизни нашей окраины событие –
торжественное завершение работ на постройке. Северного участка Уссурийской
железной дороги. Таким образом произведена «смычка». После чего устанавливается
сквозное сообщение между Хабаровском и Владивостоком. Первый поезд прямого
сообщения между Хабаровском и Владивостоком пройдет 1 сентября 1897 года. С
этого времени устанавливается почтовое железнодорожное сообщение: товаро –
пассажирское же устанавливается с разрешения министерства путей сообщения во
второй половине сентября. . » Открытие этого железнодорожного пути имело
большое значение для дальнейшего развития окраины России. На Дальний Восток
хлынул поток переселенцев, стали возникать новые населенные пункты, развиваться
и расти уже существующие села и поселки, находящиеся вблизи железной дороги.
Так, например эти места заинтересовали Владивостокского лесопромышленника Л. Ш.
Скидельского. В 1905 году он на территории Бикинской станицы начинает
строительство небольшого завода. Уже в 1908 году завод выпустил первую
продукцию пиломатериалов. В то время на заводе было 65 работников. Из памятной
книги по Приморской области за 1912 год мы узнаем, что население станицы
Бикинской к тому времени достигло 988 душ, общего пола и было в ней 126 дворов.
Бикинским станичным атаманом был Никифор Сильверстович Пономарев, писарем у
него был Степан Евдокимович Быков, казначеем – Михаил Степанович Чернов,
священником – Николай Горбунцов, фельдшером – Э. А. Ковалькэ. Имелась и
двухклассовая школа, в которой работали учителя Д. С. Былков, Г. М. Федоров, Э.
В. Кривусева. Точнее сказать, школа именовалась приходским железнодорожным
училищем. Оно расположилось в здании нынешней школы № 53. Но в то время это
было одноэтажное кирпичное помещение. Итак одновременно были построены
одноэтажная школа, здание, где ныне находится детский сад № 14 здание во дворе
школы (сейчас там библиотека производственные классы, а долгое время жили
учителя и технический персонал школы). А здание нынешних учебных мастерских был
в начале века фельдшерский пункт. В эти же годы в станице была православная
церковь. Старожилы еще помнят ее местонахождение. В настоящее время построено
здание типографии и редакции районной газеты. В нашем музее есть фотография
станицы на которой на заднем плане плохо, но просматривается верхняя часть
куполов этой церкви. К 1915 году в населенном пункте проживало уже 1126
человек, было 143 двора.
Пожалуй, всем жителям нашего города
известна сопка Кирсаниха. В этом районе протянулись параллельно железной дороге
две улицы. Эту окраину с небольшим деревянными домиками и оконцами смотревшими
друг на друга жители называли «Кавказ» и одна из улиц до 1961 года называлась
Кавказской. Почему «Кавказ»? Может потому что близко к поселку подступали
отроги сопок, многие из них были крутые и скалистые и чем–то напоминали хребты
Кавказа. Теперь эта улица носит имя Гагарина. В этой части поселка жили
переселенцы из села Оренбургского. Напуганные наводнением, они перебрались на
правый более высокий берег. Революционные события 1917 года донесли до Дальнего
Востока только в декабре. В Бикинском музее есть копия документа, которая
подтверждает, что первым организатором Красной Гвардии и комендантом станции
Бикин в 1918 году был Тимофей Васильевич Кочнев. Очевидцы рассказывали, что в
годы гражданской войны и интервенции в Бикин часто приезжал атаман Н. Н.
Калмыков, который был избран на эту должность частью богачей и офицеров,
поддерживающих политику интервентов. Этот предводитель ввел жесточайший террор
по отношению к тем, кто был на стороне революции в России. Из рассказов
старожилов мы узнали, что первые выборы в Бикинский сельсовет состоялись в 1922
году. Упоминается имя Никиты Пустынцева, как одного их первых председателей
местного сельского Совета До 1926 года поселок входил в состав Ленинской
волости Хабаровского уезда Приморской губернии Дальневосточной области. Затем,
до 1932 года Бикин был в составе Ленинского района Хабаровского округа
Дальневосточного края. 17 ноября 1932 года был образован Бикинский район
Приморской области Дальневосточного края. Затем, при разделении
Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский. 20 октября 1938 года
Бикинский район был ликвидирован, а 21 июня 1939 года вновь образован 9 ноября
1938 года поселок Бикин. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, был дан
статус города. На этом административном деление не прекратилось. В 1963-1965
годы город Бикин входил в состав Вяземского и им. Лазо районов. А 12 января
1965 года вновь образован Бикинский район с районным центром – городом Бикином.
Со слов: Н. ЕВСЕЕВА, руководителя городского музея.
Бикинский строительный участок Уссурийской железной дороги
В 1894 году началось строительство
30 станций. В это же время здесь возник казачий поселок Бикинский, Бикинского
станичного округа Уссурийского казачьего войска. Это правление казачей станицы
перешло из сел Козловки и Лончаково.
Первое упоминание о поселке Бикинском
встречается в книге первой всеобщей переписи населения Российской империи по
Приморской области за 1897 год, в которой указано, что поселок Бикинский
образован в 1895 году.
Согласно дошедшим до нас
историческим документам Бикинский строительный участок железной дороги проходил
под номером семь, а вся дорога называлась Уссурийской. В ее состав входила и
станция Бикин, и находящийся рядом мост через реку Бикин. Известно, что
строительство велось под руководством инженера путей сообщения Н.Н. Бочарова и
резиденция строительства находилась в Бикине.
История строительства
железнодорожной станции Бикин сохранена на фотографии первоначального здания
деревянного вокзала. Фотокопия газеты «Приамурские ведомости» за 1897 год может
познакомить нас с городской хроникой той поры: «Сегодня (31августа) предстоит
значительное в жизни нашей окраины событие – торжественное завершение работ на
постройке. Северного участка Уссурийской железной дороги. Таким образом
произведена «смычка». После чего устанавливается сквозное сообщение между Хабаровском
и Владивостоком. Первый поезд прямого сообщения между Хабаровском и
Владивостоком пройдет 1 сентября 1897 года. С этого времени устанавливается
почтовое железнодорожное сообщение: товаро – пассажирское же устанавливается с
разрешения министерства путей сообщения во второй половине сентября. . »
Исторические данные 19 мая 1 июня 1891 года на самой обширной площади Владивостока,
там, где сейчас находится железнодорожный вокзал, собралось все население
города. В присутствии возвращавшегося из Японии наследника Российского престола
и будущего последнего русского царя Николая Романова состоялось торжественная
закладка Великого Сибирского пути. Южный участок Уссурийской дороги – от Владивостока
до Графской - был отнесен к первой очереди. Ко второму этапу отнесли
строительство северного участка от Графской до Хабаровска с ветвью к пристани
на Амуре . Третий этап – Амурская железная дорога от Сретенска до Хабаровска.
Развитие
города в начале 19 века
Открытие этого железнодорожного пути
имело большое значение для дальнейшего развития окраины России. На Дальний
Восток хлынул поток переселенцев, стали возникать новые населенные пункты,
развиваться и расти уже существующие села и поселки, находящиеся вблизи
железной дороги. Так, например эти места заинтересовали Владивостокского
лесопромышленника Л. Ш. Скидельского. В 1905 году он на территории Бикинской
станицы начинает строительство небольшого завода. Уже в 1908 году завод
выпустил первую продукцию пиломатериалов. В то время на заводе было 65
работников. Из памятной книги по Приморской области за 1912 год мы узнаем, что
население станицы Бикинской к тому времени достигло 988 душ, общего пола и было
в ней 126 дворов. Бикинским станичным атаманом был Никифор Сильверстович
Пономарев, писарем у него был Степан Евдокимович Быков, казначеем – Михаил
Степанович Чернов, священником – Николай Горбунцов, фельдшером – Э. А.
Ковалькэ. Имелась и двухклассовая школа, в которой работали учителя Д. С.
Былков, Г. М. Федоров, Э. В. Кривусева. Точнее сказать, школа именовалась
приходским железнодорожным училищем. Оно расположилось в здании нынешней школы
№ 53. Но в то время это было одноэтажное кирпичное помещение.
Итак одновременно были построены
одноэтажная школа, здание, где ныне находится детский сад № 14 здание во дворе
школы (сейчас там библиотека производственные классы, а долгое время жили
учителя и технический персонал школы). А здание нынешних учебных мастерских был
в начале века фельдшерский пункт.
В эти же годы в станице была
православная церковь. Старожилы еще помнят ее местонахождение. В настоящее
время построено здание типографии и редакции районной газеты. В нашем музее
есть фотография станицы на которой на заднем плане плохо, но просматривается
верхняя часть куполов этой церкви. К 1915 году в населенном пункте проживало
уже 1126 человек, было 143 двора.
Пожалуй, всем жителям нашего города
известна сопка Кирсаниха. В этом районе протянулись параллельно железной дороге
две улицы. Эту окраину с небольшим деревянными домиками и оконцами смотревшими
друг на друга жители называли «Кавказ» и одна из улиц до 1961 года называлась
Кавказской. Почему «Кавказ»? Может потому что близко к поселку подступали
отроги сопок, многие из них были крутые и скалистые и чем–то напоминали хребты Кавказа.
Теперь эта улица носит имя Гагарина. В этой части поселка жили переселенцы из
села Оренбургского. Напуганные наводнением, они перебрались на правый более
высокий берег.
Бикин
в эпоху Советской Власти
Революционные события 1917 года
донесли до Дальнего Востока только в декабре. В Бикинском музее есть копия
документа, которая подтверждает, что первым организатором Красной Гвардии и
комендантом станции Бикин в 1918 году был Тимофей Васильевич Кочнев. Очевидцы
рассказывали, что в годы гражданской войны и интервенции в Бикин часто приезжал
атаман Н. Н. Калмыков, который был избран на эту должность частью богачей и
офицеров, поддерживающих политику интервентов. Этот предводитель ввел
жесточайший террор по отношению к тем, кто был на стороне революции в России.
Из рассказов старожилов мы узнали, что первые выборы в Бикинский сельсовет
состоялись в 1922 году. Упоминается имя Никиты Пустынцева, как одного их первых
председателей местного сельского Совета До 1926 года поселок входил в состав
Ленинской волости Хабаровского уезда Приморской губернии Дальневосточной
области. Затем, до 1932 года Бикин был в составе Ленинского района Хабаровского
округа Дальневосточного края. 17 ноября 1932 года был образован Бикинский район
Приморской области Дальневосточного края. Затем, при разделении
Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский. 20 октября 1938 года
Бикинский район был ликвидирован, а 21 июня 1939 года вновь образован 9 ноября
1938 года поселок Бикин. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, был дан
статус города.
На этом административном деление не
прекратилось. В 1963-1965 годы город Бикин входил в состав Вяземского и им.
Лазо районов. А 12 января 1965 года вновь образован Бикинский район с районным
центром – городом Бикином.
Записано со слов: Н. Евсеева, руководитель городского музея.
В
годы Великой Отечественной войны
Бикинская земля славна и боевыми
подвигами. На территории района в годы ВОВ была сформирована 422 стрелковая
дивизия, за мужество и героизм получившая почетное звание «Гвардейская»,
награжденная орденами «Красного знамени» и «Суворова» II степени. Наш город дал
Родине пять героев Советского Союза: Н.М. Позевалкин, Н.П. Пустынцев, В.И.
Матронин, В.Н. Зачеславский, И.И. Уткин. В память о них их именами названы
улицы города и района, пограничная застава и школы. Славны бикинцы и трудовыми
подвигами. Лучшие из лучших удостоены высокого звания «Почетный гражданин г.
Бикина».
Памятники
г. Бикина
«ПАМЯТНЫЙ МЕМОРИАЛ БОЕВОЙ СЛАВЫ» посвящен землякам ,погибшим на фронтах Великой
Отечественной войны .Открыт в 1980 г. к 35-летию Победы над фашистской
Германией. В бессмертном карауле стоит бронзовая фигура советского солдата. За
плечом- винтовка с примкнутым штыком .Отсюда , с высокого пригорка, спускается
к подножию широкая лестница, по сторонам которой, словно страницы раскрытой
книги, - мраморные плиты с именами более 1200 бикинцев , не вернувшихся с
войны. Их имена золотом навечно высечены в белом мраморе. Автор скульптуры
война-Владимир Кербель, не успевший закончить работу из-за ранней смерти.
Работу сына завершил известный скульптор, лауреат Ленинской премии Л. Е.
Кербель. Авторы памятного мемориала- хабаровские архитекторы Н. Д. Романишко и
А. Н. Наумов (1980 г., материал; бронза, мрамор).
БРАТСКАЯ МОГИЛА на привокзальной площади г Бикина. В братской могиле ст.
Бикин похоронены партизаны гражданской войны, павшие в борьбе с белогвардейцами
и японо-американскими интервентами за освобождение Дальнего Востока в 1920 г
.Со слов Демченко Григория Григорьевича, жителя г. Бикина, в могиле захоронено
пять человек, в том числе врач Максимов и Неупокоев Виктор(фамилии остальных
неизвестны) В 1956г. вместо старого памятника был сооружен- обелиск
пирамидальной формы, увенчанный пятиконечной звездой. На памятнике закреплена
мемориальная доска с надписью «Вечная Слава героям гражданской войны, павшим в
борьбе за освобождение Дальнего Востока от японо-американских интервентов»